Андрогенетическая алопеция. Общие понятия. Причины. Распространенность.

15 мая 2013

Андрогенетическая алопеция – наиболее частая форма поредения волос у мужчин и женщин.

Наши пациенты все чаще слышат данный диагноз на приеме у врача-трихолога либо сами ставят его себе, проштудировав статьи в интернете, однако, недостаточное понимание процесса, который происходит с ними, присутствует у большинства. Цель статьи – прояснить основные аспекты данной проблемы.

Как следует из названия, данная проблема развивается под влиянием мужских гормонов (андрогенов), причем процессу поредения подвержены не все, а только генетически предрасположенные мужчины и женщины.

 

До сих пор остается дискутабельным вопрос, является ли данная форма поредения нормой или патологией для человека, и до конца трихологи всего мира не пришли к единому мнению.

Упоминание о данной проблеме можно найти в самых ранних исторических летописях. АГА существует даже дольше, чем современная человеческая раса. У приматов, орангутангов и горилл также может развиваться андрогенетическая алопеция. Этот процесс можно описать как часть нашего генетического фенотипа. Людей, у которых не развивается АГА, меньшинство. Можно даже сказать, что эти, не теряющие с возрастом волосы люди, – отклонение от нормы.

С другой стороны, в медицине достаточно долго определяли АГА как наследственное заболевание, ассоциированное с половым созреванием. Древние греки понимали, что мужское типичное облысение, может развиваться у мужчин любого возраста после пубертата (полового созревания). Они описывали, что у молодых мужчин, кастрированных до пубертата, не развивается поредение вне зависимости от их семейного анамнеза. Однако, у мужчин, кастрированных после пубертата, прогрессия уже развившейся андрогенной алопеции приостанавливалась, но полного зарастания проблемной зоны не происходило.

Сейчас известно, что обоснованием их наблюдений является тот факт, что кастрация до периода полового созревания предотвращает влияние на фолликул волоса андрогенов (мужских гормонов), в большом количестве образующихся в этот период. Кастрация после пубертата является запоздалой. Фолликул волоса, на который однажды оказали влияние андрогены, становится андрогенчувствительным и АГА может развиться.

Несмотря на стандартное название – «типичное мужское облысение» – данная форма потери волос является также самой распространенной формой потери волос и у женщин.

Однако объяснить женщине, что потеря волос у нее является генетической нормой, ее особенностью, зачастую является трудновыполнимой задачей. Столкнувшись с выпадением волос, приводящим к разрежению волос, женщина пытается тщетно найти причину, вызвавшую, как ей кажется, эту необъяснимую потерю волос. И даже после бесплодных поисков «внутренней причины», после исключения возможной системной патологии, у многих остается мнение, что современной медицине причина выпадения волос просто-напросто пока не известна. А данные многочисленных исследований, проведенных в мире и говорящих о том, что частота системной патологии при разряжении волос у женщин составляет всего лишь 10%, для женщины не являются убедительными. Под словами – «генетическая норма, генетическая особенность» подразумевается, в первую очередь, что данный процесс развивается у практически здоровых мужчин и женщин и потеря волос не является симптомом общего заболевания. В то же время, широкая распространенность данной проблемы исключают ее из группы наследственных заболеваний. Встречаемость андрогенетической алопеции составляет по разным данным 50-80%, однако имеется большая зависимость от возраста. В среднем, АГА встречается у 20% двадцатилетних людей, у 30% тридцатилетних, у 40% сорокалетних – и так далее, до 80% у восьмидесятилетних. Небольшой процент людей не теряет волосы с возрастом (15-20%), даже в старости.

Несмотря на такие высокие цифры распространенности, у большинства женщин, имеющих потерю волос по андрогенному типу, степень поредения волос не достигает максимальных значений – большинство женщин, страдающих АГА, имеют проблему, зачастую не заметную для окружающих, у них не формируется значимого поредения, и только сама женщина может сказать, что ее объем волос за десять лет уменьшился в несколько раз.

Почему же развивается данная проблема? Связано поредение волос с постепенным (прогрессирующим) истончением волос, в конечном счете приводящим к снижению количества работающих фолликулов. А что же происходит в волосяном фолликуле? Волос, которому еще положено было расти, под влиянием мужских гормонов заканчивает стадию роста и преждевременно вступает в стадию выпадения и покидает голову (женщина или мужчина при этом чувствуют усиление выпадения). В этом же волосяном фолликуле происходит образование нового волоса, однако воздействие мужских гормонов продолжается и новый волос растет более тонким, чем его предшественник (субъективно выпадение стабилизировалось, но мы чувствуем, что волосы восстановились не полностью, объем волос несколько потерялся). Это новое поколение волос уже является неполноценным – их продолжительность жизни будет еще более короткой, фолликул просуществовав в стадии роста 1-2 года (вместо положенных 3-5 лет), опять вступает в стадию выпадения, причем пациент вновь чувствует волну выпадения, волосы осыпаются, вырастают новые, но еще более тонкие, которые живут еще более непродолжительное время (6-12 месяцев), и так далее, пока волос не истончится до пушкового, невидимого глазом веллуса . Именно исходя из таких особенностей развития АГА, пациенты наиболее часто описывают процессы, происходящие с ними, как периодическое усиление выпадения с постепенным уменьшением объема волос и медленным формированием разрежения. Хотя есть более редкие случаи, когда процесс идет скачкообразно, и вместо выпадающего толстого волоса вырастает сразу пушковый, и процесс не растянут на года, а имеет бурное прогрессирующее течение (чаще у мужчин и очень небольшого процента женщин).

Эти, описанные выше процессы выпадения и истончения волос, происходят не во всех подряд волосяных фолликулах, а лишь в определенном проценте фолликулов, имеющих генетически обусловленные особенности строения. Эти фолликулы называются андрогенчувствительными. Название отражает, что фолликул подвержен влиянию мужских гормонов, андрогенов. Процесс взаимодействия мужских гормонов и фолликула очень сложен – мы рассмотрим его у прощенном виде.

Поступающие к фолликулу с кровотоком мужские гормоны внутри фолликула претерпевают ряд превращений: внутри фолликула под влиянием фермента 5-альфа редуктазы тестостерон превращается в более активный гормон ДГТ (дегидротестостерон). Именно внутрифолликулярный ДГТ причина уменьшения в размерах фолликула волоса и сокращения стадии роста волоса – конечном счете он вызывает изменение синтеза белков в клетках волоса. В андрогенчувствительных фолликулах повышено количество и активность фермента 5-альфа редуктазы, поэтому даже при нормальных количествах тестостерона, поступающего с кровотоком в волосяной фолликул, будет образовываться большое количество ДГТ – и будет идти выпадение и истончение волос. Наряду с избыточным синтезом дегидротестостерона в волосяном фолликуле имеет значение и непосредственно процесс взаимодействия ДГТ и фолликула. Любой волосяной фолликул имеет рецепторы – это участки, через которые различные гормоны связываются с волосяным фолликулом. В андрогенчувствительном волосяном фолликуле количество рецепторов к мужским гормонам повышено, причем чувствительность фолликулов может различаться – грубо говоря, может быть высокой, средней и низкой. Это и определяет интенсивность потери волос – при преобладании фолликулов с высокой чувствительностью процесс потери волос может быть молниеносным – поредение формируется за год-два, при преобладании с низкой чувствительностью процессы растянуты на десятки лет, да и в конечном счете чаще всего выраженного поредения не сформируется. Активность фермента 5-альфаредуктазы и чувствительность фолликула волоса генетически определены, и многообразие сочетаний генов определяет многообразие клинических вариантов андрогенетической алопеции.

 

1. Evaluation and treatment of male and female pattern hair loss Elise A. Olsen, MD,a Andrew G. Messenger, MD,b Jerry Shapiro, MD,c Wilma F. Bergfeld, MD,d Maria K. Hordinsky, MD,e Janet L. Roberts, MD,f Dow Stough, MD,g Ken Washenik, MD, PhD,h and David A. Whiting, MDi

2. Hamilton JB. Male hormone stimulation is prerequisite and an incitant in common baldness. Am J Anat 1942;71:451-80.

3. Birch MP, Messenger AG. Genetic factors predispose to balding and non-balding in men. Eur J Dermatol 2001;11: 309-14.

4. Birch MP, Messenger JF, Messenger AG. Hair density, hair diameter and the prevalence of female pattern hair loss. Br J Dermatol 2001;144:297-304.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Записаться на приём

Оставьте свои данные и мы свяжемся с Вами в ближайшее время